Что такое эстеры?
Эстеры или сложные эфиры это соединения жирных органических кислот со спиртами. Производят эстеры из растительного сырья. Обычно из рапса или кокоса. На вид масло как масло. Но почему эстеры так важны для современного моторного маслостроения? Давайте вкратце разберемся.
История применения эстеровых масел в двигателях
Долгое время эстеровые масла применялись только в авиационных моторах. Где были по настоящему незаменимы. Без них техника долго не летала. Происходил банальный износ цилиндропоршневой группы двигателя.
Автомобильные моторы того времени, были не так требовательны к моторному маслу, как авиационные. Поэтому обходились обычной «минералкой». Но прогресс не стоял на месте. И двигатели машин становились все более форсированными, более теплонагруженными, литровая мощность моторов все увеличивалась, а интервалы замены масла становились все дольше. Минеральные базы уже не справлялись, а полиальфаолефиновая синтетика (ПАО) хоть и была термостабильна, но не обладала достаточными смазывающими свойствами. И тут химмотологи вспомнили про эстеровые масла.
Преимущества эстеровых моторных масел
Чтобы моторное масло имело заданную вязкость в него добавляют полимерные загустители. В течении работы двигателя они разрушаются. Меняют свою химическую структуру. И перестают выполнять свои функции. А продукты распада образуют лаки, отложения и шламы. Масло разжижается. Масляная пленка истончается. В моторе начинается износ…
Напротив, эстеры позволяют обойтись минимумом загущающих присадок. Дело в том, что вязкость эстера можно задать в момент его производства. Что избавляет готовое моторное масло от дополнительных ненужных присадок. Нет ни лаков, ни нагаров, двигатель всегда остается чистым. Масло с эстерами на всем сроке службы имеет стабильную вязкость. И всегда надежно защищает ваш мотор от износа.
Еще одним преимуществом эстеровых масел над обычной синтетикой является полярность эстеров. Что это такое? Молекулы эстеров имеют два выраженных полюса, как у магнита. Плюс и минус. За счет этого, молекулы буквально прилипают к стенкам двигателя, и масло не стекает под силой гравитации. Например, когда ваша машина простояла ночь, обычная синтетика вся стекла вниз в картер. Стенки цилиндров остались почти сухие. Утром вы вставляете ключ, делаете поворот, стартер начинает раскручивать двигатель. Давления масла в системе еще нет. И первые несколько оборотов коленвала происходят практически на сухую. Кольца поршней пропахивают микроборозды на стенках цилиндров. Коленвал царапает шатунные и коренные вкладыши. Распредвал делает микрозаусенцы на толкателях. Это все конечно мельчайшие повреждения. Но происходят они с каждым стартом двигателя. Применяя эстеровые масла, вы от этого полностью застрахованы. Они всегда остаются в зоне контакта. Ваш двигатель всегда остается полностью смазанным. Работает он или нет. Масло буквально обволакивает мотор изнутри. И держится на стенках. Даже после длительных простоев. Это очень важно. Ведь как известно, практически весь износ ДВС происходит во время пуска.
Характеристики эстеровых моторных масел
Теперь немного цифр. Максимальная нагрузка масляной плёнки:
Красноречиво. Правда? Тут без особых комментариев.
Список моторных масел с эстерами
Фирма Xenum существует с 2005 года и занимает премиальный сегмент на рынке моторных и трансмиссионных масел. Производит большое количество моторных масел, в составе которых, есть эстеровые масла. Все масла сделаны в Бельгии. Вот список масел с эстерами:
Масла серии Xenum X1 — это гражданские масла для повседневного применения. Изготовлены на смеси гидрокрекинговой синтетики и эстеров:
Масла серии Xenum XPG — следующая ступень качества. Здесь применена новейшая полиалкиленгликолевая синтетика (PAG) совместно с эстерами. Подходят для современных высокофорсированных, горячих двигателей:
Серия Xenum VRX — топовый продукт бельгийской фирмы Xenum. Эстеры в соединении с дополнительными модификаторами трения на основе нитрида бора. Подходят для профессионального применения в автоспорте, глубоко тюнингованных моторов и «заряженных» версий гражданских авто: