Обложка обзор технологий модификации трения в ДВС

Подавляющее большинство современных моторных масел не имеют в своем составе модификаторов трения. Крупнейшие производители считают, что ресурс двигателя и так достаточен. Но на рынке существует целый ряд продуктов, способных радикально продлить пробег вашего мотора, и повысить его потребительские качества.

Модификаторы трения можно разделить на два класса:

  • которые воздействуют на поверхность деталей двигателя;
  • которые меняют характеристики моторного масла.

К первому классу относятся технологии позволяющие “наращивать” дополнительный антифрикционный слой вещества в областях повышенного трения. Это так называемая геотрибомодификация поверхностей на основе гидросиликатов. В процессе работы двигателя, происходит наслоение дополнительного защитного слоя в областях повышенных механических нагрузок. Это покрытие имеет черезвычайную твердость и намного сниженный коэфициент трения. Данное явление было обнаружено ещё в 1970 годах при бурении скважин. В настоящий момент этот тип модификации трения получил широкое коммерческое распространение. Незнание и непонимание принципов работы, а также ожидание “чуда”, породило в кругах автолюбителей ложные представления об эффективности данной технологии. И совершенно зря. Производят продукцию с таким типом модификаторов: XADO, Suprotec (Nanoprotec) и другие.

Змеевик (серпентин)

Иллюстрация керамического плакирования металла

Ко второму классу относятся технологии, которые позволяют снизить трение, путем добавления дополнительных веществ в моторное масло. Эти компоненты не оказывают влияния на внутренние поверхности двигателя. Интересную идею удалось реализовать компании Bardahl. Она добавила в моторное масло 60ти атомарный углерод фуллерен, который структурирует масло на молекулярном уровне. Хаотично расположенные молекулы выстраиваются в шарообразные структуры. За счёт этого повышается несущая способность масляной плёнки.

Фуллерен fullerene c60Фотография структурирования молекул масла фуллереном

Схема применения моторных масел с фуллереном

Но наилучших результатов в данной области удалось добиться бельгийской компании Xenum. В 2005 году она представила целую линейку моторных масел со слоистыми модификаторами трения на основе графита и нитрида бора. Данные вещества имеют слоистую атомарную структуру со слабыми связями между слоями. В результате при граничном трении, там, где уже на обычном масле происходит непосредственный контакт деталей двигателя, здесь трение происходит между слоями модификатора.

Нитрид бора порошокКристаллическая решетка нитрида бора

Схема применения моторных масел со слоистыми модификаторами трения

Применяя эти масла вы получаете:

  • значительно больший, чем на “рекомендуемых” маслах, ресурс вашего двигателя;
  • заметно более мягкую и тихую работу двигателя, за счет снижения внутреннего трения;
  • большую “эластичность” ДВС, большую "крутильность";
  • отсутствие “масложора”, если применяете это масло с самого начала эксплуатации авто;
  • увеличение мощности.

Моторные масла с нитридом бора:

Моторное масло с керамикой Xenum VRX 5W30 1 л (1112001) Моторное масло с керамикой Xenum VRX 5W40 1 л (1587001) Моторное масло с керамикой Xenum VRX 7.5W40 1 л (1129001)

Моторные масла с нанографитом:

Моторное масло с графитом Xenum GPX 5W40 1 л (1136001) Моторное масло с графитом Xenum GP 10W40 1 л (1143001) Моторное масло с графитом Xenum GPR 10W60 1 л (1488001)

Иллюстрации: XADO, bmwservice.lj.ru